Все о российских ESC и ABS - «Компьютеры и интернет»
Замещение импортных компонентов, ставших недоступными для отечественных автозаводов с отъездом «недружественных» партнеров, идет полным ходом. Теперь в России выпускают и блоки системы курсовой устойчивости (ESC). Правда, пока не собственные, а лицензионные. Подробности об этом проекте — рисках, планах и нюансах — порталу «АвтоВзгляд» рассказал в небольшом эксклюзивном интервью заместитель технического директора НПП «Итэлма» и технический лидер проекта по ABS Артур Латыпов.
— Эти блоки ABS и ESC, на которые мы сейчас с Вами смотрим — китайские?
— Нет, говорить так некорректно. В рамках лицензионного соглашения мы владеем технологией, конструкторской документацией полностью, программным обеспечением. Изделия производятся в России, так что их уже можно смело называть российскими. Да, пока отдельные компоненты поставляются из-за рубежа, но к 2026 году мы планируем локализовать их большую часть.
— А о каких именно поставщиках речь? Что это за производители, из каких стран?
— В рамках лицензионного соглашения я не буду раскрывать конкретные компании. Контракт заключен между двумя сторонами — «Итэлмой» и зарубежным поставщиком, который, аккумулируя все компоненты и технологии, передает их нам как единое лицо.
— Абстрагируемся на минутку от «Итэлмы». Реально ли вообще в одной стране разрабатывать и выпускать все необходимые компоненты? Или что-то все равно придется где-то докупать?
— Да, реально. Это непросто, но вполне реально. По крайней мере, в России — стране с такими возможностями: и технологическими, и в сфере кадров и инженерии.
В 2024-м «Итэлма» планирует выпустить 550 000 блоков ABS и ESC. Далее — нарастить объем до 750 000 или даже 1,2 млн. единиц, если будет соответствующий спрос.
— Хорошо, вернемся к вашему проекту. Разве покупка лицензии может дать 100-процентную гарантию светлого производственного будущего? Ее не отзовут, договор не расторгнут? Не получится ли так, что мы снова останемся без ABS и ESC?
— Хороший вопрос. Но мы, выбирая партнера для заключения лицензионного соглашения, конечно же, все обдумывали. Чтобы минимизировать такие риски.
— Минимизировать, но не исключить?
— Риски остаются всегда. Но, разумеется, мы будем полностью независимы, когда углубим локализацию производства в России.
Из производителей легковых автомобилей сегодня с «Итэлмой» работает только АВТОВАЗ. Однако переговоры с другими заводами уже ведутся — с УАЗом, ГАЗом, «Москвичом», «БелДжи» (Geely).
— А какие еще проекты входят в ближайшие планы «Итэлмы»?
— Мы уже в этом году внедряем электроусилитель руля для АВТОВАЗа, также планируем локализацию производства датчиков скорости колес для систем ABS и ESC — движемся поэтапно. К тому же будем осваивать компоненты системы управления двигателем.
— «Итэлма» присутствует на рынке электронных решений уже 30 лет, так почему же о производстве ABS и ESC задумались только сейчас?
Понятно, что раньше не было острой необходимости, поскольку блоки поставляли крупные зарубежные компании. Но свое ведь всегда лучше?
— Мы коммерческая компания. Соответственно, когда мы заходим на рынок, всегда взвешиваем, оцениваем конкуренцию. А соперничать с западными производителями, которые работают абсолютно на весь мир, очень сложно. В России мы крупные, да. Но если смотреть в масштабах глобального рынка, то мы не можем конкурировать с лидерами. Теперь же их нет, да и государство нас очень поддерживает.
— Как поддерживает? Финансово?
— Нет, данный проект полностью коммерческий, мы сами его финансируем. Но Минпромторг, например, консолидирует производителей и потребителей, благодаря чему мы можем быть уверены, что последние будут рассматривать нас как поставщика. А значит, можем смело выходить на рынок, брать проекты и развиваться.